Галактика Собчака. Борис Вишневский. Кто и зачем канонизирует Собчака?
     

Политический архив | Выборы-2011 | Судьба России в XXI веке (политический блог) | Черная осень 1993

Борис Вишневский
Кто и зачем канонизирует Собчака?

Радио «Свобода», 25 февраля 2010

Resume

In 2010, journalist Boris Vishnevsky ridicules Dmitry Medvedev and Vladimir Putin for what they invented nonexistent feats of Anatoly Sobchak.

Close English

А.А.Собчак и М.С.Горбачев во время первого Съезда народных депутатов СССР

На прошлой неделе нам наглядно показывали, как фальсифицируют историю. Но не давнюю историю времен Великой Отечественной, а совсем недавнюю. Одна неувязка: большинство очевидцев этих событий еще здравствуют и прекрасно помнят, как все было на самом деле. Они имеют все основания заявить: и показанный по каналу «Россия» фильм «10 лет спустя. Анатолий Собчак», и многочисленные заявления первых, вторых и третьих лиц государства, сделанные на торжественных мероприятиях в связи с 10-летием смерти первого и последнего мэра Петербурга, имеют примерно такое же отношение к реальности, как фильм «Кубанские казаки» к послевоенной жизни колхозного крестьянства.

На протяжении нескольких дней нам рассказывали великое множество небылиц, касающихся Анатолия Александровича, как старых, так и новых.

Конечно же, было в очередной раз объявлено, что в 1991 году именно Собчак вернул городу его историческое имя – и неважно, что он выступал против этого и не имел ни малейшего отношения к опросу жителей города, назначенному Ленсоветом.

Были повторены и другие легенды новейшего времени. Итак, было в очередной раз объявлено, что именно Собчак сыграл решающую роль в победе над ГКЧП – и неважно, что мэр прилетел в город лишь к вечеру 19 августа 1991 года, что сопротивление путчистам организовал не мэр, а Ленсовет, и что в ночь с 20 на 21 августа 1991 года Собчак уехал на Кировский завод, где было безопасно – в то время как защитники Мариинского дворца, узнав, что в Москве к Белому дому двинулись танки, ждали штурма. Об этом, конечно же, умолчали, зато сделали (в фильме Александра Габниса) важнейшее открытие: оказывается, именно Собчак в августе 1991 года впервые произнес слово «путч»! И именно его голос «услышала вся страна». Но нетрудно убедиться, что слово «путч» первым произнес вовсе не Собчак: о «путчистах» было заявлено в «Обращении к гражданам России», которое утром 19 августа подписали Борис Ельцин, Иван Силаев и Руслан Хасбулатов.

В сотый раз было повторено, каким сторонником правового государства был покойный мэр Петербурга. И ни слова не было сказано о том, как юрист Собчак буквально пачками подписывал распоряжения, касающиеся раздачи городского имущества, как более 200 этих распоряжений отменил Ленсовет и как мэр проиграл все суды, в которых пытался доказать свою правоту. Как ни слова не было сказано о том, что Собчак последовательно выступал за усиление своей личной власти, за свое право принимать единоличные и бесконтрольные решения, за развязывание рук чиновникам и за отстранение депутатов Ленсовета от влияния на исполнительную власть и от контроля за ней. И уж конечно, нам не напомнили, как в декабре 1993 года Собчак организовал указ Бориса Ельцина о разгоне Ленсовета, который жестко ограничивал всевластие мэра.

Что читают?

Апофеозом фильма Габниса стали кадры, где верные ученики Собчака – Дмитрий Медведев, а затем Владимир Путин – трогательно рассказывали о преданности Анатолия Александровича идеалам демократии, которым они именно от него научились. Но тут возникло как минимум два вопроса. Что, нынешнее состояние российской демократии – с вопиюще нечестными выборами, разгоном митингов оппозиции, послушным парламентом, басманным правосудием и кремлевским телевидением как раз и соответствует демократическим идеалам профессора Собчака? Или второй и третий президенты России были отвратительными учениками?

Мы, конечно, услышали, что Собчак был «настоящим петербургским интеллигентом». И, конечно, ни в фильме Габниса, ни на торжественных мероприятиях не было дано слово оппонентам покойного мэра, которые могли бы рассказать о его нетерпимости к чужому мнению, о большевистской привычке высмеивать оппонентов, переходя на личности вместо спора по существу, о том, как он называл депутатов Ленсовета «шушерой», «вредителями» и «быдлом», как он прибегал к помощи Александра Невзорова, когда надо было бороться с законодателями…

Конечно, было в очередной раз заявлено, что Собчака «травили» и «преследовали» – из-за чего он и проиграл губернаторские выборы 1996 года. Что он, бедный, «не сразу стал обращать внимание на однобокое освещение его деятельности на посту мэра», а когда заметил – было поздно. Заметим, что освещение его деятельности и вправду было «однобоким» – почти все питерские СМИ яростно поддерживали мэра и насмехались над депутатами Ленсовета, а перед выборами 1996 года и вовсе превратились в кроссворд с одним словом «Собчак» как по горизонтали, так и по вертикали. Но об этом нам не рассказали – как не рассказали о том, в каком бедственном финансовом положении оказался Петербург после отставки Собчака: какие непомерные долги он набрал, сколько безвозвратных ссуд раздал из бюджета и сколько квартир выделил своим приближенным.

Картинка из Новой Газеты

Зато было рассказано, что в 1989 году Валентина Матвиенко, будучи тогда зампредом Ленгорисполкома, вопреки воле партийного руководства города поддержала Анатолия Собчака на выборах народных депутатов СССР – о чем сама Валентина Ивановна трогательно вспоминала во время торжественных мероприятий. Правда, свидетелей этого героического поступка нам не предъявлено – да и верится в него, прямо скажем, с трудом: за такое Валентину Матвиенко тогда с треском вышибли бы с должности. Да и сам Собчак, случись такое чудо, не преминул бы упомянуть о нем еще в книге «Хождение во власть», вышедшей в 1991 году…

Но и это еще не все. В фильме Габниса нам открывают, наконец, правду: якобы Собчак имел все шансы стать президентом России в 1991 году и Межрегиональной депутатской группой обсуждался этот вопрос, рейтинг у Собчака был выше, чем у Ельцина, но Анатолий Александрович благородно отказался в пользу Бориса Николаевича и даже стал его доверенным лицом. Как будто бы уже не осталось людей, хорошо помнящих, что никто тогда даже не рассматривал Собчака в этом качестве.

А еще во время торжественных мероприятий в Питере нам рассказали, что именно Собчак 21 августа 1991 года впервые поднял над государственным учреждением красно-сине-белый триколор – при том, что это было сделано не 21-го, а 22 августа во исполнение решения Верховного Совета РСФСР об изменении государственного флага России, а флаг над Мариинским дворцом поднимал депутат Виталий Скойбеда, один из главных оппонентов Собчака.

И уж совсем неожиданное открытие. Оказалось, что предвыборный штаб Собчака в 1989 году возглавлял «молодой парень Дима Медведев» – такое вот удачное совпадение! И ничего, что Собчак ни слова об этом не упомянул в той же книге «Хождение во власть»…

Преклонение перед Анатолием Александровичем – это «прогиб» российской элиты не перед покойным Собчаком, а перед живым Путиным. Кто не верит – пусть поставит мысленный эксперимент и представит себе, что сегодня «национальным лидером» был бы человек, работавший не в питерской, а в московской мэрии.

Наконец, никак не обойти вниманием концовку фильма Александра Габниса: мол, прилетев в феврале 2000 года в Калининград, Собчак «поставит свечу в православном храме и отправится отдыхать». А наутро, когда его уже не станет, «свеча, которую он зажег, все еще будет гореть».

Странно, что о случившемся чуде мы узнали только через десять лет, и не от прихожан храма, и не от священников. Но не будем удивляться, если еще через десять лет станет известно о чудесных исцелениях на могиле Собчака или о животворящей силе его портрета.


 


Следующая страница
Стань постоянным читателем блога «Судьба России в XXI веке»

Комментарий в Facebook


Пожалуйста, запомните страницу в социальных сетях: кнопочки справа